Страстная Седмица: Великая Пятница

«Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме разодралась посередине.
Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой.
И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее,
прославил Бога и сказал: истинно Человек этот был праведник.
И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее,
возвращался, бия себя в грудь…»
Лк. 23, 44-48

Великая Пятница — шестой день Великой недели Страстей Господних — посвящена воспоминанию Святых и Спасительных Страстей Господних, начинающихся в Сионской горнице и оканчивающихся смертью Христовой на Кресте и Его Погребением.

Богослужения Великого Пятка начинаются в четверг вечером, когда совершается последование Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа — чтение Страстных Евангелий. Это чинопоследование берет свое  начало от предания апостольского. Cвятитель Иоанн Златоуст так говорит об этом: «Иудеи нападают с неистовством на Иисуса Христа, и сами по себе мучают Его, связывают, отводят, делаются виновниками обид, нанесенных воинами, пригвождают ко кресту, укоряют, насмехаются. Пилат здесь ничего не присоединял со своей стороны: они сами все делают. И сие у нас прочитывается, когда бываем все в собрании, дабы не сказали нам язычники: вы показываете народу только блистательное и славное, например, знамения и чудеса, а позорное скрываете. Благодать Святого Духа так устроила, что все сие прочитывается у нас во всенародный праздник, – именно в Великий Четверг Пасхи (то есть в Пятницу Страстной Седмицы), когда мужчины и женщины предстоят в великом множестве, когда стекается целая вселенная, тогда-то проповедуется сие громким гласом; и при таком-то всенародном чтении и проповедании мы веруем, что Христос есть Бог».

Чтения страстных Евангелий предваряются и сопровождаются пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Действительно, долготерпение Его было чрезвычайно, страдания страшны. По словам Церкви и святителя Иоанна Златоуста, во время страшных и спасительных страданий Господа каждый член святой плоти Его «претерпел бесчестие нас ради: глава от тернового венца и трости; лицо от ударов и заплеваний; ланиты от заушений; уста от поднесения уксуса, смешенного с желчию; уши от хулений злочестивых; плечи от биения; десница от трости, которую дали держать Ему вместо скипетра; руки и ноги от гвоздей; ребра от копия; все тело от обнажения, бичевания, одеяния хламидою, притворного поклонения и распятия на кресте».

Утром Великого Пятка совершаются часы, которые принято называть Царскими, или Великими. Они проходят по тому же чину, что и в навечерие Рождества Христова и Богоявления. Божественной Литургии в этот день совершать не положено в знак скорби христиан о величайшем злодеянии — распятии Богочеловека.

В третьем часу дня совершается Вечерня Великой Пятницы. Основной темой богослужебных песнопений этого дня является ужас, противоестественность ситуации, когда Сын Божий принимает страдания и смерть от Своего же избранного народа. Одна из паремий (ветхозаветных чтений) напоминает нам, христианам, что лицезрение Бога, невозможное в ветхозаветные времена даже для пророка Моисея, стало возможным благодаря снисхождению Сына Божия. Парадоксальным образом тот самый лик Божий, которого так желал видеть Моисей, был оплеван и избит иудеями — носителями и хранителями Моисеева закона.

После паремий читается отрывок из послания к Коринфянам (1 Кор.1, 18 – 2, 2), в котором апостол Павел напоминает верующим во Христа о премудрости и силе Божией, явленных миру через крестную смерть Спасителя. Во время пения стихиры «Тебе одеющегося светом, яко ризою» совершается каждение Святого Престола, на который перед началом Богослужения была возложена Святая Плащаница — образ снятого со Креста Христа. При пении «Благообразный Иосиф с Древа снем Пречистое Тело Твое» Плащаница через северные диаконские двери выносится из Алтаря на середину храма и возлагается на гробнице.

По окончании Вечерни у Плащаницы поется Канон «о распятии Господнем и на плач Пресвятыя Богородицы» — песнопения, составленные в X веке Симеоном Логофетом. Этот канон состоит из тропарей, которые передают плач и великую скорбь Богоматери, стоящей у Креста, на котором висит Ее Сын. Затем все молящиеся в храме прикладываются к Плащанице.

Утреня Великой Субботы также совершается в пятницу вечером и содержит в своем составе чтение так называемых Непорочных стихов из 17 кафизмы (названных так по первым словам 118 псалма: «Блаженни непорочнии…»), перемежающихся с особыми похвалами Спасителю. Это служба погребения Господа, которая завершается Крестным ходом с Плащаницей вокруг храма при пении погребального Трисвятого.

Святая Плащаница находится в центре храма три неполных дня, до пасхальной полунощницы, напоминая прихожанам трехдневное нахождение во Гробе Иисуса Христа.

Настоятель храма Петра и Февронии протоиерей Игорь Улеско в обращении к прихожанам храма подчеркнул, что для христиан, постепенно приготовленных подвигом Великого Поста, события Страстной седмицы — великое явление, позволяющее нам удостоиться стать причастниками последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий на Кресте, смерти и погребения. Посему необходимо отозваться на любовь к нам Господа нашего, принести Христу молитву о том, чтоб Он даровал нам силы жить по Его святым заповедям, способным вместить любовь и присутствие Господне.

 

Запись опубликована в рубрике ГЛАВНАЯ, События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.