Пасха. Светлое Христово Воскресение

Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ
и сущим во гробех живот даровав.
Тропарь праздника

Праздник Воскресения Христова называется Пасхою по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев от египетского рабства. Сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием Воскресения Христова наименование Пасха в Церкви христианской получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу.

«Слово Пасха, – говорит святой Амвросий Медиоланский, – означает прехождение. Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в Ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви Новозаветной – в знамение того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, пришел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив и нас вечныя смерти и работы вражия, и даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12)»

Воскресение Христа – это основа нашей веры, нерушимая опора в нашей земной жизни, надежда нашего спасения. В Православии важность Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств». Пасха – кульминация жертвенного пути Спасителя, увенчанного страданиями и Голгофской Жертвой. Сам будучи безгрешным, Христос победил смерть и воскрес, благодаря чему совершилось наше перехождение от смерти к жизни, от земли к Небу. Иисус Христос – Бог и Человек, показал нам истинную Любовь, Любовь к роду человеческому.

Накануне Пасхи Христовой, в Великую Субботу – день, исполненный особого чувства надежды и ожидания Воскресения Христова, — Православная Церковь вспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад. На утрени Великой Субботы (совершаемой в пятницу), после Великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже…» выносится из храма священнослужителями, и обносится вокруг него в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесении Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским Вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.

Примечательно, что в 2018 году Благовещение Пресвятой Богородицы — один из важнейших христианских праздников, отмечаемых неизменно 7 апреля – совпал с днем Страстной Субботы. Название праздника означает «благая весть»: в этот день случилось событие, положившее начало евангельской истории. Страстная суббота – это день воспоминания о страшном моменте, когда Тело Христово находилось во Гробе, а Сам Он сошел в ад. Все уже позади – предательство, распятие, Крестная смерть. Теперь гроб запечатан, но происходит чудо, не видимое человеческому глазу: Христос выводит из ада праведников.

И то, и другое событие, отстоящие друг от друга на 33 года, удивительны и непостижимы. И в событиях Благовещения, и в событиях Великой субботы проглядывает уже неземной Свет Воскресения Христова. И совпадение Благовещения и Страстной субботы позволяет верующим глубже прочувствовать и понять путь, которым прошел Христос, а рядом с ним и Богоматерь, до Пасхи.

По окончании Божественной Литургии совершается благословение хлебов и вина, происходит освящение куличей, пасох и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы Плащаницу переносят с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых. Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное богослужение ночью.

В святую Пасхальную ночь, под пение молитвы «Воскресение Твое, Христе Спасе, …», торжественная процессия прихожан, с хоругвями, иконами и возженными свечами, прошла вокруг храма Петра и Февронии, дабы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима. В завершение Крестного хода молящиеся, вторя священнослужителям и хору, запели тропарь Пасхи «Христос Воскресе из мертвых…». Крестный ход остановился у закрытых дверей храма, символизирующих собою затворенный вход в погребальную пещеру Спасителя, и здесь, ровно в полночь, началась праздничная Пасхальная утреня.

По окончании Божественной Литургии, за которой большинство молящихся причастились Святых Христовых Таин, был освящен Артос – особый хлеб, который до субботы Светлой седмицы будет находиться на солее, а затем будет роздан в благословение верующим. В знак того, что двери Царства Небесного были открыты через Воскресение Спасителя для каждого, верующего во Имя Его, царские врата алтаря остаются открытыми всю неделю.

По окончании Пасхальной Службы настоятель храма Петра и Февронии протоиерей Игорь Улеско поздравил всех прихожан с Воскресением Христовым и пожелал сохранить память о встрече с воскресшим Богом в торжестве Церкви Небесной и Земной, в таинстве Святого Причащения войти в радость Господа всем сердцем своим и всей душой и устремиться к Богу, дарующему нам Воскресение.

Обновленные пасхальной радостью, прихожане понесли в свои дома весть Воскресения Христова, Который возвестил всем: «Дерзайте, ибо Я победил смерть».

 

Воистину Воскресе Христос!

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.